Тех кто в теме: 1 Новых лиц: 1 Корешей: 0 |
|
Главная RSS | | Главная » 2010 » Май » 24 » Христианский рэп
| Христианский рэп
Аминь, йоу!..
У рэперов всегда были достаточно странные
отношения с религией. Нет, конечно, определенные прелести
растафарианства признают практически все до одного, а вот с
христианством находится масса разногласий по множеству пунктов, от "не
убий" и "не укради" до "не сквернословь" (что особенно актуально для
России). Да и вообще прилагательное "христианский", предполагающее еще
как минимум 2 характеристики - религиозный и праведный - рядом с тремя
гордыми буквами слова "рэп" смотрится как-то нелепо. А праведным в рэпе
может быть только разве что рэп. И все же… И все же рэп не смог
избежать частичного охристианивания, равно как и многие другие
музыкальные направления, некоторые из которых по природе своей не менее
маргинальны. Есть христианский рок, христианский поп, христианский
латино, а потому и к христианскому рэпу тоже применителен глагол "есть".
В целом христианская музыка одновременно и сборище проповедников от
музыки, поющих/читающих/играющих во всевозможных стилях, а с другой -
самостоятельное направление, отпочковавшееся от всех остальных
проявлений музыкальной культуры и развивающееся независимо. Потому в
христианском рэпе сам рэп зачастую - не цель, а средство. Цель же у всей
религиозной музыки одна - донести до слушателя учение Христа, дабы
узрели они истинный путь, раскаялись в грехах своих и…в общем, мысль
понятна. Этому посвящена не одна редакция Библии, парочка Заветов,
десяток-другой тонн философской и научной литературы и изрядное
количество стеллажей в Государственной Библиотеке имени В.И. Ленина.
В
одной руке - ТТ, в другом - Евангелие…
Началось все,
разумеется, в Штатах (а не в Израиле, где начинаются почти все
христианские истории). Первыми МС, получившими известность на поприще
прославления Христа в речитативе стали Mr. Solo, Tik Tokk и Chille\'
cill, создавшие с 89ом группу Gospel Gangstaz. До "уверования" все трое
строили карьеру в области уличного бандитизма, торговали наркотиками,
потом сидели… В общем, делали все то, что полагается делать
среднестатистическому рэперу до прихода в шоу-бизнес. Только вот если у
среднестатистических рэперов дальнейший сценарий развивается по формуле
"начали читать => прославились", то в случае с GG`z формула
приобретает библейский окрас: "раскаялись, уверовали, и только потом
начали читать". Прославились не сразу. Кстати, создатель и
вдохновитель GG`z Mr. Solo, превратившись из уличного гэнгста в
истинного христианина, первоначально не слишком одобрил идею доносить
учение Христа до черных братьев через эту - не могу удержаться от цитаты
- "грязную, тупую, монотонную музыку". Позже он убедился, что
озвучивание зарифмованных библейских заповедей под бит - наиболее
простой способ доходчиво объяснить афроамериканским бразам все прелести
христианства. Так Mr. Solo, Tik Tokk и Chille\' cill стали
проповедниками черных кварталов, этакими миссионерами, сеющими разумные
добрые и вечные азы католичества среди социальных низов, способных
верить только в силу пушки, власть банкноты и рифмы 2Pac`а. Ну а
постольку поскольку, как традиционно считается, страсть к хип-хопу у
каждого риал нигги в генах заложена, Gospel Gangstaz вскоре стали
достаточно популярным коллективом и заработали авторитет, если не в
среде ортодоксальных рэпперов, то, по крайней мере, в мире религиозной
музыки. Далее в их карьере: не слишком удачное сотрудничество с
Holly Terra Records, за время которого GG`z успели выпустить два альбома
"Gang Affiliated" и "Do or die" - ныне классика жанра, первые успехи в
мейнстриме, престижные награды (третий альбом "I Can See Clearly Now"
отхватил награду на Dove Awards, номинировался на Grammy), и социальная
работа, непрекращающаяся со дня основания группы. Помимо общения с
трудными подростками, наркоманами и всеми, кому, по мнению
гангста-евангелистов, необходимо было любым способом втолковать что
такое хорошо, а что такое плохо, Gospel Gangstaz всячески сотрудничают с
церковью. Католическая церковь испытывает серьезные сомнения на тот
счет, что рэп может звучать как глас господень (и ее можно понять), а
GG`z, реформировавшие рэп в глазах молодежи, теперь пытаются изменить
мнение о нем других верующих. Евангелисты с криминальным прошлым стали
первой командой, на практике доказавшей, что рэп может быть доброй
(относительно), религиозной, ведущей к добру музыкой с такой же
легкостью, с какой из симфонии подворотен и гетто он превратился в самый
популярный стиль североамериканского континента.
Священная
культура
Последователями гангстеров-евангелистов стали Cross
Movement, выходцы из Филадельфии. Позаимствовав у предшественников
умение миксовать гангстерский окрас лирики с глубоко религиозными
мыслями, добавив южного саунда а временами и RnB, Кроссы стали одной из
самых популярнейших евангельских хип-хоп команд на сегодняшний день. В
отличие от GG`z, четыре МС из Филадельфии не рассматривают речитатив
лишь как средство наиболее доходчиво растолковать подросткам кто такой
был Иисус и почему в 25-ых числах декабря празднуется Рождество, потому
они интересны не только тем слушателям, кто готов воспринимать
христианство через рэп, но и тем, кто просто желает послушать красивый
хип-хоп. С 97 года Кроссы выпустили пять альбомов, не считая еще пяти,
записанными сольно участниками группы. Они первыми из всех христианских
команд освоили тиражи в 150 тысяч копий - цифра, многое значащая для
андеграундной, да притом еще и евангельской группы. В 2006 году Кроссы с
альбомом "Higher Definition" номинированы на Грэмми в номинации "Лучший
евангельский альбом". Видным МС из когорты Cross Movement стал
Flame, рэпер из Сэнт Луиса. Приходом в христианство рэпер обязан бабуле,
которая с детства учила внука уму-разуму по библии, приходом в рэп -
разумеется, улицам, которые с 16 лет приучили к речитативу. Правда,
собратья по первым музыкальным проектам не разделили любовь к Богу, зато
любовь к рэпу разделили черные братья, у которых, как и у Flam`a,
имелся дома какой-нибудь повернутый на религии родственник, гонявший
пацанов в церковь по воскресеньям. Так Flame постепенно набирал скиллсы в
мастерстве речитатива и параллельно фанател от Cross Movement. В
результате именно благодаря Кроссам юное дарование приходит к мысли, что
христианская музыка может оказаться неплохой профессией и, подобрав
себе концептуальный псевдоним ("flame" - пламя, подразумевается пламя
веры), начинает методично восхищать публику сильной лирикой и
экспрессивным узнаваемым прононсом. Дебютом стал альбом "Flame" (2004),
следующий за ним в 2005-ом "Rewind" - этакий краткий музыкальный обзор
греховной человеческой сущности по мотивам Библии.
Революция
везде и всюду
Главной идеей дуэта Grits стала необходимость
реформировать рэп, изменить его в лучшую сторону, сделать добрее и
искреннее. Два МС, Bonafide и Coffee, имеющие идеально криминальное
прошлое, все грехи разглядели в агрессивном и вульгарном рэпе - мол,
именно негативная музыка делает подростков жестокими, подбивает их
торговать наркотой и делать прочую бяку, чтобы выглядеть круче. На мой
взгляд, подход в корне неправильный - психологи давным-давно выяснили,
что агрессивная музыка напротив подавляет в тинэйджерах желание срывать
злость на живых существах, но Grits`ы были уверены - все нехорошее в
рэпе надо искоренить. Само название группы расшифровывается как
"Grammatical Revolution in the Spirit" - грамматическая революция в
душе. Грамматике Гритцы действительно уделили изрядное внимание,
отказавшись от всех тех словечек, которые вы никогда не услышите у
рэпперов в клипах на MTV, но за которые на том же MTV рэперов считают
бунтарями и сквернословами (сразу скажем, в английском языке запретных
словечек совсем немного, так что в смысловом плане лирика "грамотеев"
многого не потеряла). Да и вообще музыку Bonafid`а и Coffee правильнее
характеризовать как гуманистичный рэп с христианским окрасом. И
тем не менее в 99 году, через 4 года после основания, Гритцы
основательно засветились в мейнстриме: делили сцены с Outcast, Jay-Z,
Ice Cube, DJ Shadow, De La Soul, красовались на страницах Биллборда,
XXL, The Source, на экранах Fox, MTV2 и The Box, звучали в популярных
чартах. Четвертый альбом "грамотеев" The Art of Translation (2002) был
удостоен премии Dove awards в категории "Лучший альбом", песни с релиза
стали саундреком для игры NBA Jams. Из всех хип-хоп команд христианской
направленности, Grits, пожалуй, получили наибольшую известность у самой
разношерстной публики: их слушают и христиане-рэперы, нерэперы -
христиане, и нехристиане - рэперы, а так же люди, ни к одной из
названных категорий не относящиеся.
Христиане из Города Ангелов.
Группа LA Symphony была организована пятью МС, имеющими
серьезный опыт в традиционном рэпе и решившими бросить свои навыки в
этой области на жертвенный алтарь праведного служения религии.
Изначально Flynn, Cookbook, Joey the Jerk, Sharlok Poems и UNO Mas
занимались музыкой для себя и - как же без благородных и высоких целей! -
для черных братьев, блуждавших в коварных потемках греха. После выхода в
99-ом дебютного альбома "Composition #1" они подписали контракт с
Squint Entertainment, христианским рок (!) лейблом. Следующий альбом
вестсайдовские евангелисты записывали под руководством Mario C (продюсер
Beastie boys). Однако, что-то не поделив с руководством лейбла, LA
Symphony так и не сумели выпустить альбом и занялись концертной
деятельностью и сайд-проектами. Концертная деятельность свела
лос-анджелесскую пятерку с Jurassic 5 и Black Eyed Peas, а сайд-проекты и
выходящие один за другим сольники рэперов породили слухи о распаде
команды. В 2003-м LA Symphony наконец-то сподобились выпустить второй
альбом "The End is now" на христианском лейбле Gotee Records. Альбом
развеял все сплетни о творческой несостоятельности команды и
окончательно утвердил их позиции в шоу-бизнесе: перспективная,
аутентичная команда, делающая мало похожий на остальных хип-хоп о добре и
боге…плюс неплохо для христианского коллектива продающаяся…
Боже,
хип-хоп храни…
Трудно сказать, чем обуславливается успех
христианских хип-хоп-проектов. Возможно, непохожестью на весь остальной
американский рэп: не так много МС читают о жизненных реалиях через
призму христианства, да еще без нецензурщины. Оригинальность
притягивает. Россия, как всегда, другое дело. Во-первых, потому что
россказни о жизненных реалиях (пусть даже без христианства) -
давным-давно никому не в диковинку. Во-вторых, если добавить в эти
россказни христианства, то звучать будет, на мой взгляд, как минимум -
нелепо, максимум - уморительно смешно. Наверно, немного другой
менталитет: несмотря на то, что …% носят крестики, к религии отношение в
молодежных массах довольно прохладное (ну, по крайне мере к
христианству. Вот растафари, буддизм и всякие языческие восточные
верования периодически начинают сводить с ума весь бомонд а вслед за ним
и все остальное население). И все же русский христианский рэп -
не бессмысленный набор слов (каких только чудес на свете не бывает!).
Правда, все коллективы, работающие в данном направлении, и
немногочисленные лейблы, выпускающие альбомы и сборники этих
коллективов, практически не контактируют со всей остальной российской
хип-хоп-индустрией, а потому получающаяся в результате музыка чем-то
отдаленно напоминает русский рэп, но только года этак 94-го…Хотя в 94-ом
Bad B. выпустили "Налетчиков"…В таком случае, христианский русских рэп
стоит где-то на еще более ранней ступени развития. Наибольшую активность
и религиозную состоятельность демонстрирует Украина: "Терновый Венок"
из Донецка (славный город. Экспортирует рэпперов лейблу 100%...может
быть, стоит ждать фичеринга "Венка" с Мастером?), "9-й Калибр" из Львова
(нет ли в названии намека на полугангстерские традиции Gospel
Gangstaz?), "Gospel People" из Запорожья (вот тут точно намек). Каким-то
ветром православные биты и басы занесло аж на Сахалин - там имеется
команда "Hot Stone". Вообще история русского христианского рэпа
насчитывает уже более десятка релизов и целый один лейбл "Небесное
воинство", который подавляющую часть этих релизов и зарелизил. Кстати,
лейбл не остался в стороне от тенденций развития русского рэпа и
попытался в меру возможностей освоить такие реалии хип-хоп-культуры, как
выпуск микстейпов и линии одежды, но мне хватило и поверхностного
знакомства с музыкальной продукцией чтобы поставить диагноз всему
русскому христианскому хип-хопу: расти и расти. Пожалуй, не буду ничего
разъяснять просто процитирую наиболее забавный с точки зрения лирики
фрагмент песни Gospel People (про исполнение не говорю - забавного мало,
наоборот - рыдать хочется). Вот так: …Из рабства греха,
Где дьявол смеется и держит каждого своего раба за лоха Ты не
видел сатану, но я был в его плену, Его невидимые оковы меня
сковали и тянули ко дну. Цепи были так тяжелы, что я еле их
волок, Я думал: так и должно быть, а это был развод!
Словом, уморительный микс сленга и пасторского тона. Ну зато завершается
песня хэппи эндом: "Цепи рабства порвались, все бесы обломались"…
Одно радует: постольку-поскольку христианская культура сама по себе, а
светская - сама по себе еще с XVIII века, то убожество русского
христианского рэпа можно не считать очередным камнем в сторону русского
рэпа вообще. Он и так у нас весь в синяках, бедненький...
|
Просмотров: 1517 |
Добавил: -FeD-
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|